Позвонить
01.03.2018

Задачи шестилетки: что удивило экономистов в послании Путина

В послании Федеральному собранию президент поставил амбициозные задачи по развитию экономики и улучшению жизни людей. Тезисы декларативны, источники финансирования не ясны, а «военная» часть прозвучала сильнее, говорят экономисты.


Лейтмотивом первой части предвыборного послания Владимира Путина стали модернизация экономики, благополучие граждан и технологическое развитие, а лейтмотивом второй — ракеты, подлодки, боевые лазеры и другие «перспективные системы вооружения». Никакого противоречия между этими частями президент не видит, но экономисты удивлены: невозможно одинаково хорошо укреплять оборону, развивать города и повышать уровень жизни.


Война и мир


В следующие шесть лет (президентский срок. — РБК) в России вырастут расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду, следует из экономической части послания Путина. Но развитие и содержание вооружений, о которых шла речь во второй, военной, части послания, тоже потребуют больших затрат: средства на повышение уровня жизни россиян, похоже, придется изыскивать за счет бюджетной консолидации, размышляет экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. «Нельзя желать всего одновременно — и повышения уровня жизни, и развития инфраструктуры, и укрепления оборонного комплекса», — говорит он.


Производство вооружений за государственный счет вряд ли повысит уровень жизни среднестатистического гражданина, соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы. «В глобальном экономическом масштабе считается, что военные технологии — это импульс, после которого начинают развиваться и мирные технологии. У нас, к сожалению, это не совсем так. Если мы придумаем еще одну ракету, боюсь, что те поселки, в которых сейчас нет воды и газа, так и останутся без воды и газа», — рассуждает она…..


Госкапитализм в масштабной стройке


В своем послании Путин заявил, что к 2025 году 5 млн семей ежегодно должны получить возможность улучшить жилищные условия (сегодня таковых 3,1 млн). При этом ежегодный ввод жилья должен составлять 120 млн кв. м против 80 млн кв. м сегодня, а средняя ставка по ипотеке — снизиться до 7–8% (сейчас это 9,6% на первичном рынке, по данным Минстроя). Все это выполнимо, уверен глава Минстроя Михаил Мень (министерство объявило о готовности выполнить этот план сразу после президентского выступления). В то же время построить столь большой объем жилья не удастся без активного госучастия, считает основатель группы «Мортон», президент ГК «Основа» Александр Ручьев. С учетом кардинальных изменений в 214-ФЗ (об участии в долевом строительстве) и ужесточения требований к застройщикам единственный выход — это тиражировать опыт Москвы, то есть создавать в каждом крупном городе свой фонд реновации, уверен он.


Очевидно, что в ближайшей перспективе рынок ждут укрупнение девелоперских компаний и уход небольших и средних застройщиков, указывает директор по маркетингу Urban Group Татьяна Калюжнова. «Соответственно, чтобы выйти на отметку 120 млн кв. м, от государства потребуется компенсировать сокращение частных застройщиков созданием государственных», — добавляет Ручьев. «Для обеспечения строительства в объеме 120 млн кв. м в год жилья необходимо прямое государственное участие в реализации объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, которая сейчас ложится на плечи девелоперов», — согласен генеральный директор ГК «МИЦ» Даромир Обуханич.


Цель по жилищному строительству — это грандиозный вызов, поскольку для ее достижения придется совместить наращивание жилищного строительства с обеспечением комфортности и качества городской среды, а раньше эти две задачи у нас решались разнонаправленно, отметила руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова.


Полный текст публикации: https://www.rbc.ru/economics/01/03/2018/5a98268e9a794779b7b307a9